РУС 
 
поиск по сайту:
 версия для печати
КОНТАКТЫ
Россия, 420059, г. Казань, 
Оренбургский тракт, 8

телефон/факс:
+7(843) 202-29-05,
+7(843) 202-29-93,
+7(843) 202-29-11

горячая линия: +7 (843) 570-51-11

e-mail:
expokazan02@mail.ru
НОВОСТИ
15.10.09 | Перманентный рай
В последнее время приставки «эко-» и «био-» становятся всё более популярными. И это неудивительно — на фоне научно-технического прогресса наша планета подвергается мучительной пытке. Недавно учёные сделали открытие: оказывается, коровы выделяют больше парниковых газов, чем все транспортные средства мира.

Недавно учёные сделали поразительное открытие: оказывается, коровы выделяют больше парниковых газов, чем все транспортные средства мира. Выходит, что агрокультура, самая «зелёная» область экономики, вредит экологии больше всего?

Возможным решением этой проблемы стала пермакультура, которая призвана сменить экстенсивное сельское хозяйство. Изобретателем пермакультуры является тасманийский профессор биогеографии Билл Моллисон, который получил медаль Вавилова за значительный вклад в сельскохозяйственную науку. В 1974 году он и Дэвид Холмгрен изобрели концепцию, которая получила название «перманентная агрокультура», или «пермакультура». Как учёный сам определяет это понятие, пермакультура — это «система дизайна, цель которого состоит в организации пространства, занимаемого людьми, на основе экологически целесообразных моделей». При этом его разработки касаются не только выращивания пищи, но строений и инфраструктуры, а также всех компонентов окружающего мира. Австралийский учёный во многом опирался на книги японского микробиолога Масанобу Фукуоки, которого называют прадедом натурального земледелия.

Фукуоке удалось то, что казалось невозможным современной науке, — он выращивал колоссальные урожаи на 6 гектарах земли, не используя пахотную технику и постоянно повышая плодородие почвы. Свою деятельность он называл философией сотрудничества с Природой, а не борьбы с ней. Этот же принцип использовал Билл Моллисон, который считал, что современное сельское хозяйство вредит окружающей среде.

Как пишет американский философ Джон Зерзан в своей статье «Агрокультура. Демонический двигатель цивилизации», «агрокультура берёт из земли гораздо больше органических веществ, чем возвращает, и эрозия почвы является основной характеристикой монокультуры однолетних растений, стимуляция роста которых сопровождается разрушительными последствиями для земли. Хлопок, соя, а также кукуруза, чьё нынешнее окультуренное существование зависит исключительно от агрокультуры, наносят особенный ущерб.

Дж. Рассел Смит назвал кукурузу «убийцей континентов... и одним из самых злостных врагов будущего человека». Один бушель кукурузы из Айовы стоит эрозии двух бушелей почвенных слоёв, что совершенно чётко выявляет широкомасштабное промышленное уничтожение сельскохозяйственных районов. Длительное использование почвы под выращивание одного вида растений, сопровождающееся массированным применением химикатов и отказом от применения компоста или же перегноя, совершенно очевидно ещё больше повысило степень износа почвы и ухудшения её качества». Земледельцы не заботятся об используемой земле, их волнует только максимизация производства. Искусственные удобрения упрощают жизненный цикл почвы, сильно изнашивая её. По оценкам учёных, в России одна треть пахотных земель подвержена эрозии, количество территорий, непригодных для выращивания пищи, растёт со скоростью 1,5 млн гектаров в год. Только в США, по результатам исследований Государственной академии наук, более одной трети пахотной земли потеряно навсегда.

Учитывая опыт традиционных земледельцев, Билл Моллисон пришёл к выводу, что ранние сельскохозяйственные системы использовали энергию, которую сами же и вырабатывали, а современные получают её извне. Ричард Маннинг в своей книге «Против пшеницы» написал, что американский фермер 1940 года тратил одну калорию топлива, чтобы вырастить одну калорию пищи. Сейчас он тратит 10 калорий топлива, чтобы произвести такое же количество продукта. Таким образом, нужно замкнуть цикл внутри агросистемы, чтобы не тратить невозобновляемые ресурсы.

Взаимосвязь всех компонентов пермакультуры позволит создать хозяйство-автаркию, где отходы одной части системы служат удобрением для другой. Однако не стоит понимать перманентную агрокультуру в качестве набора садоводческих техник. «Фактически сейчас это превратилось в целую дизайн-философию, а для некоторых людей в философию жизни вообще. Её центральной темой является создание систем, которые обеспечивают человеческие нужды, используя множество натуральных компонентов и черпая вдохновение у природных экосфер. Цели и приоритеты пермакультуры совпадают с тем, что многие люди видят в качестве основных требований для устойчивого развития», — считает английская писательница Эмма Чепман. Важное место в концепции пермакультуры занимает этика — забота о Земле и людях, чьи потребности удовлетворяет новая концепция. По мнению Билла Моллисона, обеспечив потребности человека, мы остановим его от дальнейшего разорения природы.

Основным инструментом пермакультуры является пермадизайн. Каждый элемент системы не существует сам по себе, важны именно его связи с остальными элементами. Дом, изгородь, домашние животные, огород должны быть размещены в правильных местах, чтобы вся система функционировала с максимальной эффективностью. Билл Моллисон приводит простейший пример: «...разместите огород между куриным загоном и домом, чтобы можно было собрать огородный мусор по дороге в загон, а куриный помёт легко перебросить лопатой в огород и т.д.»

Самым удачным опытом ведения пермакультурного хозяйства можно назвать ферму «Краметерхоф» австрийского фермера Сеппа Хольцера. В горах Альп за 40 лет он создал настоящий эдем, уникальную биосистему, которая обеспечивает сама себя. На ферме четы Хольцер только один трактор и один наёмный работник, супруги работают только во время сбора урожая. Проект «Краметерхоф» экономически выгоден, за что получил множество наград. Кроме того, Хольцеру удалось высадить растения, которые по всем понятиям не могут расти на такой высоте (1500 метров над уровнем моря). 
В России наибольшую популярность идея пермакультуры получила у последователей секты анастасиевцев, или движения «Звенящие кедры России». Как считают её адепты, пермакультура — это то, о чём писал Владимир Мегре в серии своих книг об Анастасии. В своих экопосёлках — родовых поместьях анастасиевцы пытаются воплотить принципы перманентного сельского хозяйства в реальность. Кроме того, авангардная концепция Моллисона стала хорошим подспорьем для дауншифтеров, которые решили поселиться подальше от шумных городов. 

www.chaskor.ru
 
Rambler's Top100